Дистанционная школа продаж Алексея Катернюка

Библиотека полезных статей

| Главная | Образование | Библиотека |

смайлик 21

Использование Интернета в бизнесе российских офф-лайновых компаний"

Сергей Антонян, Яков Миневич, Алексей Фисун 

 

Введение

Представленное исследование является первым из серии исследований, проводимых компаниями "Promo.Ru", "Ракурс-ПР" и "Dot".

Основными задачами исследования стало изучение представлений менеджеров офф-лайновых компаний Москвы об эффективности интернет-маркетинга и численности аудитории Рунета. Также в задачи исследования входило определение уровня и формы использования Интернета как инструмента маркетинга среди офф-лайновых компаний и прояснение основных информационных потребностей респондентов в сфере интернет-маркетинга.

Исследование проводилось на основании глубинных интервью с менеджерами и сотрудниками маркетинговых и рекламных подразделений компаний различных сфер бизнеса. В дальнейшем будут охвачены другие сектора бизнеса и расширен список вопросов с учетом их специализации.

По мнению руководителя отдела исследований агентства "Ракурс-ПР" Алексея Фисуна, исследование показало, что менеджеры рекламных и маркетинговых отделов офф-лайновых компаний достаточно правдоподобно представляют себе социально демографический состав аудитории Рунета. Менеджеры офф-лайновых компаний хотели бы, чтобы в привлекательную для их бизнеса аудиторию Рунета входили представители организаций и люди с высоким положением в обществе и доходом, с высшим образованием. Исследование также показало, что подавляющее большинство офф-лайновых компаний в данный момент используют Интернет в маркетинговой деятельности. Более половины менеджеров офф-лайновых компаний относят бизнес своей компании к товарам и услугам, которые целесообразно продвигать в сети Интернет. Чаще всего Интернет используется в компаниях именно маркетинговыми отделами, в целях рекламы, а также для проведения исследований рынка. Большинство офф-лайновых компаний высоко оценивают перспективы интернет-деятельности, а многие из организаций планируют в ближайшее время создавать или модернизировать свой веб-сайт, интернет-магазин, размещать информацию о фирме в Интернете. Большинство опрошенных считают, что конкуренты их фирмы активно используют Интернет в своей деятельности, и стремятся не отставать от них.

Как считает генеральный директор агентства "Ракурс-ПР" Владимир Фролов, использование Интернета - это одна из наиболее перспективных в настоящее время областей деятельности для коммуникационной компании. "Однако, подчеркнул он, Интернет - это не единственный и не универсальный способ взаимодействия с аудиториями, и оптимальных результатов можно достичь интегрируя он-лайн и офф-лайн формы работы.

Генеральный директор интернет-агентства "Promo.Ru" Тимофей Бокарев охарактеризует сегодняшнюю ситуацию на российском рынке интернет-рекламы, как переходную. По словам г-на Бокарева, до середины прошлого года основными рекламодателями в Сети были сами интернет-компании и hi-tech компании, однако сейчас ситуация в корне изменилась. С одной стороны, после прошлогоднего кризиса на рынке высоких технологий и разочарования инвесторов в интернет-проектах рекламные бюджеты интернет-компаний были значительно урезаны, с другой стороны, российский интернет-рынок наконец-то достиг критической массы, чтобы стать интересным для традиционного рекламодателя.

С начала этого года в Сети заметно увеличилась активность рекламодателей из целого ряда традиционных секторов бизнеса. Наиболее активно на рынке интернет-рекламы в этом году проявили себя такие сферы бизнеса как телекоммуникации, финансовые услуги и страхование, автомобильный сектор, потребительская электроника и недвижимость. Именно эти сегменты, наряду с компьютерным бизнесом, будут в ближайшее время формировать основные рекламные бюджеты.

По словам генерального директора агентства "Dot" Евгения Гордеева, несколько лет назад, когда Интернет только начинал использоваться компаниями в их деятельности, вопрос о дифференцированном представлении в Сети не возникал. Чаще всего игроками из разных отраслей использовались одни и те же схемы. Однако уже год назад рынок достиг того уровня, когда создание отраслевых специализированных приложений стало актуальным. В настоящий момент разница представления отраслей в Сети стала еще более заметной: для таких отраслей как банковский сектор, лесообрабатывающая, металлургическая промышленность востребованы B2B проекты, позволяющие обеспечить взаимодействие игроков между собой. Для отраслей, ориентированных на конкретного потребителя нужны B2C решения, рассчитанные на предоставление информации, консультаций и т.п.

Параметры исследования

 

Исследовательские компании

"Promo.Ru", "Ракурс-ПР", "Dot"

Тема

Изучение представлений об эффективности Интернет-маркетинга, аудитории Рунета и мотивации по пользованию Интернет-услугами среди офф-лайновых компаний Москвы

Проблема

Компании, чей бизнес не связан с "высокими технологиями", компьютерами, телекоммуникациями не используют Интернет в качестве активного канала маркетинговой и рекламной коммуникации.

Срок проведения исследования

1 февраля - 17 апреля 2001 г.

Методы:

Методы качественного исследования - Глубинные интервью с представителями компаний

Контент-анализ интервью

Регион

Москва

Респонденты

45 респондентов. Менеджеры и сотрудники маркетинговых и рекламных подразделений компаний различных сфер бизнеса

 

Целевые группы исследования

Количество

Компании, занимающиеся бизнесом в области товаров народного потребления быстрой реализации повседневного спроса (fastmovingconsumergoods)

9

Компании, занимающиеся бизнесом в области добычи и переработки сырьевых ресурсов (нефть, газ, металл)

9

Компании, занимающиеся бизнесом в области крупной сетевой торговли (супермаркеты, торговые сети)

10

Компании, занимающиеся бизнесом в области предоставления платных медицинских и оздоровительных услуг

9

Компании, занимающиеся бизнесом в области торговли элитной мебелью (салоны и крупные магазины)

8

Всего респондентов в целевых группах

45

 

В данном кратком обзоре отчета представлены результаты обработки полученных интервью - контент-анализа.

 

Аудитория

 

Какой по составу должна быть аудитория Рунета, чтобы быть привлекательной для офф-лайновых компаний

 

Представленная диаграмма показывает нам взгляд респондентов на то, какой по размеру доходов должна быть аудитория Рунета, чтобы быть привлекательной для офф-лайновых компаний. Распределение мнений по данному вопросу следующее:

Таким образом, для большинства менеджеров важную роль играет уровень доходов аудитории Рунета, причем более половины офф-лайновых компаний видят в составе своей целевой группы людей с высокими доходами.

 

Каким должен быть размер аудитории российского Интернета (процент населения страны, региона, города), при которой использование Интернета в качестве важного маркетингового средства становится актуальным для Вашей компании?

 

Представленная диаграмма иллюстрирует, каким респонденты  видят размер аудитории российского Интернета (процент населения страны, региона, города), при котором использование Интернета в качестве важного маркетингового средства становится актуальным для офф-лайновой компании.

Таким образом, для большинства офф-лайновых компаний использование Интернета в качестве важного маркетингового средства становится актуальным при наибольшей численности аудитории.

 

Торговля, продажи в Интернете

 

Какие виды товаров и услуг целесообразно продвигать через Интернет - по мнению опрошенных

 

Данная диаграмма иллюстрирует взгляды респондентов на Интернет-торговлю: какие виды товаров и услуг целесообразно продвигать в Интернете.

Таким образом, из полученных данных можно сделать следующий вывод - самое распространенное мнение среди менеджеров офф-лайновых компаний, что через Интернет можно продвигать любые виды товаров и услуг.

 

Оценка эффективности торговли в Интернете. Плюсы и минусы

 

Плюсы Интернет-торговли

 

Данная диаграмма иллюстрирует нам оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее положительных сторон.

Таким образом, большинство респондентов отмечают такие плюсы Интернет-торговли как ее удобство и оперативность.

 

Минусы Интернет-торговли

 

Данная диаграмма иллюстрирует нам оценку респондентами эффективности Интернет-торговли, ее отрицательных сторон.

Таким образом, около четверти (22%) менеджеров офф-лайновых компаний считают, что основным минусом Интернет-торговли является отсутствие нормальной системы доставки товара до потребителя.

 

Влияние Интернета на бизнес компаний

В каких направлениях деятельности компаний чаще используется Интернет как средство развития бизнеса

 

Приведенная диаграмма показывает, в каких направлениях деятельности компаний, по мнению респондентов, чаще используется Интернет как средство развития бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод, что Интернет чаще всего используется маркетинговыми отделами, отделами рекламы офф-лайновых компаний.

 

Использование Интернета в маркетинговой деятельности компаний

 

Данная диаграмма иллюстрирует использование Интернета в маркетинговой деятельности офф-лайновых компаний.

Таким образом, можно констатировать тот факт, что большинство офф-лайновых компаний (76%) используют Интернет в маркетинговой деятельности. Чаще всего Интернет используется маркетинговыми отделами в целях рекламы, а также для проведения исследований рынка.

 

Конкуренты и Интернет

 

Оценка использования Интернета конкурентами

 

 

Данная диаграмма иллюстрирует оценку респондентами активности использования Интернета конкурентами

Таким образом, можно констатировать тот факт, что большинство менеджеров по маркетингу и рекламе офф-лайновых компаний считают, что конкуренты их фирмы активно используют Интернет в своей деятельности.

 

Известность Интернет-компаний

 

Наиболее известные российские провайдеры Интернет-услуг

 

Приведенная диаграмма иллюстрирует, какие из российских провайдеров Интернета являются известными среди менеджеров по маркетингу и рекламе офф-лайновых компаний.

 

Наиболее известные Интернет-ресурсы

Поисковые системы

 

Всего было названо 7 поисковых систем. Были упомянуты как западные, так и отечественные поисковые системы и каталоги.

Таким образом, можно выделить две самые популярные поисковые системы - это Yandex и Rambler. Первая из них была названа респондентами 32 раза, вторая 30 раз. Иными словами, Yandex известен 71% опрошенных, а Rambler 67% менеджеров офф-лайновых компаний.

 

Информация об Интернете

 

Источники информации об Интернете - его ресурсах и возможностях

Данная диаграмма показывает нам, из каких источников респонденты черпают информацию о Сети Интернет.

Таким образом, большинство менеджеров офф-лайновых компаний используют сам Интернет как основной источник информации о ресурсах и возможностях Глобальной Сети.

 

Выводы

 

1. Для большинства менеджеров важную роль играет уровень доходов аудитории Рунета, причем более половины офф-лайновых компаний видят в составе своей целевой группы людей с высокими доходами.

2. Около трети офф-лайновых компаний считают использование Интернета в качестве важного маркетингового средства актуальным при наибольшей численности аудитории.

3. Самое распространенное мнение среди респондентов, что через Интернет можно продвигать любые виды товаров и услуг.

4. Более половины менеджеров офф-лайновых компаний относят бизнес своей компании к товарам и услугам, которые целесообразно продвигать в сети Интернет.

5. Количество офф-лайновых компаний имеющих опыт продаж и коммерции при помощи Интернета и компаний, которые такого опыта не имеют примерно равно.

6. Более трети респондентов отмечают такие плюсы Интернет-торговли как ее удобство и оперативность. Среди других отмеченных ими плюсов:

7. Около четверти менеджеров офф-лайновых компаний считают, что основным минусом Интернет-торговли является отсутствие нормальной системы доставки товара до потребителя. Другие названные недостатки:

8. Большинство менеджеров офф-лайновых компаний выделяют в качестве основных факторов, влияющих на успешность сайта, содержательную сторону, а так же логику построения его структуры. Сюда входят:

9. Большинство офф-лайновых компаний используют постоянное подключение к Интернету.

10. Интернет чаще всего используется маркетинговыми отделами, отделами рекламы офф-лайновых компаний.

11. Подавляющее большинство офф-лайновых компаний используют Интернет в маркетинговой деятельности. Чаще всего Интернет используется маркетинговыми отделами в целях рекламы, а также для проведения исследований рынка.

12. Менеджеры офф-лайновых компаний видят в Интернете, прежде всего глобальный информационный ресурс и средство коммуникации.

13. Большинство менеджеров по маркетингу и рекламе офф-лайновых компаний считают, что конкуренты их фирмы активно используют Интернет в своей деятельности.

14. Можно выделить две самые популярные среди менеджеров маркетинговых и рекламных отделов офф-лайновых компаний поисковые системы - это Yandex и Rambler. Yandex известен 71% опрошенных, а Rambler 67% менеджеров офф-лайновых компаний.

 

 

 

© ООО "НПО BraVo Consultant Ltd." 2005 - 2008

По всем имеющимся у вас вопросам напишите:

E-mail: akmedia2@mail.ru