Дистанционная школа продаж Алексея Катернюка

Библиотека полезных статей

| Главная | Образование | Библиотека |

смайлик 21

Ссылка №0


Стадион. Шумят трибуны, хрустит попкорн, шипит кока-кола. Подходит к концу тяжёлый марафонский забег. Изнурённые спортсмены, израсходовав все запасы стероидов в организме, из последних сил пробегают оставшиеся десятки метров до заветного финиша. Шаг, другой – и лидер разрывает потной грудью победную ленточку. Усталый, но местами счастливый, он идёт к пьедесталу. И тут, облом – на верхней ступени уже стоит какой-то старый хрыч, причем на кресле-каталке. "Неужели он мог придти первым?" - восклицает оскорбленный атлет. "Нет, он пришел нулевым" – отвечают справедливые судьи, ибо у него нашлась пара тысяч долларов для судейской бригады, и все это на законных основаниях. Думаете эта ситуация всего лишь плод фантазии? Нет, это реальность российского интернета.

Вечный "серебрянный призер", в гонке за Рамблером - "Апорт" нашел новый способ удовлетворить свое "ревеню". С недавнего времени у него появилась новая услуга: обладатель определённой суммы денег может сделать ссылку на свой сайт "вечно первой" в результатах поиска. Это значит, что его ресурс получит номер "0" и будет постоянно находится в начале списка. Как бы содержание всех последующих сайтов не соответствовало пользовательским запросам, в списке они всё равно будут находиться после "богатого инвалида".

Проведём следующий эксперимент: попробуем найти на "Апорте" информацию, касающуюся сотовой связи. Вводим сам термин "сотовая связь". Появляются результаты поиска. На первом месте оказывается сайт компании МСС. Конечно вышеупомянутая компания имеет прямое отношение к нашей теме, но её сайт вряд ли является местом, откуда стоит начать знакомство с мобильной телефонией. Попробуем, в таком случае, найти информацию о других компаниях, работающих в этой отрасли. Но на запрос "Билайн" или "МТС" на первом месте появляется сайт той же МСС. По логике разработчиков поисковой системы получается, что основной источник информации об этих компаниях находится на сайте их конкурента.

Поэкспериментировав ещё некоторое время, можно обнаружить, что таким же образом происходит поиск по названиям некоторых марок автомобилей – "Ауди", "БМВ", "Мерседес" и т. п. "Права" на данные слова выкуплены другим проектом – auction.ru, имеющим такое же отношение к автомобилям, как и МСС к Билайну. Причем этими словами список не исчерпывается.

"Апорт", конечно же, не первый придумал подобный сервис. Это нововведение пришло на просторы Рунета с Запада, претерпев при этом некоторые изменения. Ни одному уважающему себя западному сайту не приходит в голову выдавать рекламу за результаты поиска. Например, на AltaVista вся относящаяся к теме поиска коммерческая информация выводится в специальном окне "AltaVista рекомендует". Там за определённую плату, размер которой не скрывается, любая компания может дать ссылку на ресурс, относящийся к теме запроса. Результаты поиска визуально отделены от этого окна и начинаются, в случае известных торговых марок, с официальных сайтов выпускающих эти продукты компаний.

Другую разновидность данной услуги можно найти на Goto.com. На этом сайте примерно сто первых ссылок (их количество варьируется для разных тем), которые выдаёт поисковый сервер, оплачены заинтересованными компаниями. Отличие этой системы от "Апорта" заключается в том, что она, как и вся западная экономика, более честная и открытая: возле каждой оплаченной ссылки находится сообщение, что это объявление стоило для рекламодателя n-ное количество центов. Соответственно, чем дальше она находится, тем меньшие деньги приходится платить. "Апорт" же, не смотря на его принадлежность к Golden Telecom'у, судя по всему, представляет собой типичную российскую компанию – непрозрачную и открытую только для "своих", так как нигде на его страницах не найдёшь информации о данном сервисе. Не сообщают про него, по крайней мере в открытую, и сетевые рекламные агентства.

Вообще, в рекламе такого рода, никакой крамолы не было бы, если бы она касалась абстрактных понятий. Но реклама, основанная на ключевых словах – брэндах конкурентов, это все равно что в телерекламе, вместо абстрактного "другого моющего средства", точно указать какие прокладки лучше не покупать.

Неизвестно, что подвигло "Апорт" на такой сомнительный, с точки зрения бизнес-этики, шаг, способный сильно подорвать доверие пользователей к его поисковой системе. Возможно он просто хочет предоставлять наиболее широкий спектр услуг рекламодателям, или новый владелец потребовал повысить рентабельность проекта (если таковая была). Единственный вывод, который можно сделать сегодня глядя на "богатых инвалидов" в топе апортовского поисковика, заключается в том, что электронная коммерция в Рунете ещё долго останется "дикой", какой бы западный инвестор не стремился облечь ее в цивилизованные формы.

 


 

© ООО "НПО BraVo Consultant Ltd." 2005 - 2008

По всем имеющимся у вас вопросам напишите:

E-mail: akmedia2@mail.ru