Н.Н. Борщева 'Социально-психологические стереотипы в современной журналистике'

Н.Н. Борщева, Самарский госпедуниверситет, доцент

Социально-психологические стереотипы в современной журналистике


Жизнь современного человека включена в сложную систему социальных связей и зависит в немалой степени от системы общественных отношений, процессов и событий , происходящих в стране и обществе в целом . Ориентация индивида в окружающем мире требует какого-то минимума знаний о социально-политической действительности . Получение этих знаний зависит от психических способностей и механизмов . Главное из них – это восприятие (перцепция), иными словами , непосредственно-чувственная информация о явлениях внешнего мира и выработка представлений , установок . Непрерывно возрастающие потоки сообщений , которые передаются по всем каналам массовой коммуникации и журналистики , делают процесс восприятия и понимания все более сложным для реципиента . Человек становится все более зависим от информационно-коммуникационной продукции , где основным средством познания являются СМИ .
Чтобы изучить и осмыслить основные способы воздействия СМИ на читательскую аудиторию , психология журналистики , как молодая междисциплинарная наука, одним из своих научных направлений избрала формы и методы воздействия журналистики на сознание и поведение индивида. Для более всестороннего изучения психологических аспектов печати необходимо учитывать , что журналистика по своей природе и функциям столь же социальна, сколь и психологична . В этом случае в системе социально-психологической модели СМИ межличностное и межгрупповое общение является фундаментальной категорией анализа и детерминируются системой «журналист-аудитория» .
Способы психологического воздействия на аудиторию в процессе общения осуществляются с помощью подражания , внушения, заражения и убеждения . Все они взаимообусловлены, достаточно сложны , подтверждены практикой и результатами экспериментальных опытов . На первый взгляд, в науке имеется достаточно сообщений и теоретических разработок, посвященных этой проблеме . Практика масс-медиа опирается на многолетний опыт социологических и социально-психологических исследований отечественных и зарубежных ученых . Однако, до сих пор полно не изучено действие этих механизмов применительно к анализу деятельности журналиста и влияния их на сознание массовой аудитории . Это , в первую очередь , относится к разновидности внушающего воздействия на читателя с помощью суггестиии , манипулирования , имиджмейкерства и стереотипизации .
Отсюда одним из наиболее интересных с научно- познавательной точки зрения феноменом в системе массовых коммуникаций является стереотипизация. Общеизвестно , что «стереотип» как научный термин был введен в оборот известным американским публицистом и социологом Уолтером Липманом в 1922 году в книге «Общественное мнение» , ставшей уже классической монографией . Будучи вдумчивым наблюдателем и аналитиком, Липман дает критический отзыв и оценку американскому журнализму . Он утверждал , что несмотря на внешний расцвет газетно-журнального дела в США в начале века , «настоящий кризис западной демократии есть кризис в журналистике» и для репортера тенденциозность важнее правдивости. Одна из причин этого кроется в негативном воздействии печати , которая формирует общественное мнение , полное предрассудков , штампованных представлений и стереотипов. Липман исходит из факта , что человек сначала формирует образное представление о социальном объекте , а затем лишь «видит» его. Отсюда делается вывод , что процесс восприятия в большей степени зависит от уже имеющихся в сознании прообразов , «картинок в голове», которые исследователь и называет стереотипами . По утверждению Липмана процесс восприятия образов возникает первоначально спонтанно , чтобы во-первых, сэкономить усилия человека при восприятии сложных объектов и , во-вторых , защитить его ценности, позиции и права . Иными словами , стереотипы ориентируют читателя в море социальной информации и помогают сохранить высокую оценку .
Сам по себе стереотип , по мнению Липмана , нейтрален , но содержащаяся в нем установка эмоционально окрашена и социально детерминирована , т.к. выражает систему ценностей тех или иных социальных групп. Следовательно , стереотипы могут являться выражением общественного сознания и функционировать на основе какого-то определенного социального заказа . В этом и заключается их пропагандистское воздействие, которое достигается в основном посредством традиционных источников информации .
Вслед за Липманом долгое время в науке закрепляется за стереотипом лишь негативный смысл и о нем говорят исключительно как о пропаган-дистском приеме и воздействии на идеологического противника , Стереотипы получали нелестные характеристики и интерпретирова-лись как прямая 'дезинформация' , 'совокупность мифических представлений». Лишь начиная с 50-х гг., стереотипизация стала рассматриваться как способность человеческой психики закреплять информацию об одно-родных явлениях , фактах , предметах , процессах. Одним словом, стереотипизация - важнейший когнитивный (познание) процесс , помогающий людям обменивать-ся информацией , понимать друг друга и вырабатывать общие взгляды и мировоззрение .
Сегодня в науке не выработался до конца единый взгляд на природу и сущность стереотипа . Немецкий искусствовед , философ и социолог Теодор Адорно в явлениях массовой культуры выделяет типичный механизм пси-хологического воздействия , каковым является стереотип . 'Мы не отвергаем стереотипов как таковых . Если стереотип - неизбежный элемент организации и прогнозирования опыта , оберегающий людей от умственной дезорганизационности и хаоса , то он должен присутствовать в любом искус-стве. Нас интересуют функциональные изменения стереотипа : чем сильнее он материализуется и застывает в современной индустрии культу-ры , тем меньше опыт человека влияет на его сложившиеся представле-ния . Люди утрачивают не только связь с реальностью , но и способность познавать её , ибо жизненный опыт притупляется...» . В этом рассуждении ученого раскрывается двойственная природа стереотипа и его право на существование в любой форме человеческой деятельности .
Профессор МГИМО В.Л. Артемов, размышляя о природе стереотипов, утверждает , что 'секрет воздействия стереотипа как языка массовой комму-никации заключается в том , что называемый этим термином образ жизни или представление , отражает , передает тот или иной объект в сжатой, равнопонятной для большого числа людей форме . Под стереотипизацией мышления скрывается способность психики закреплять информацию об однородных явлениях в обобщенных и устойчивых образованиях» .
Есть и другие точки зрения на сущность стереотипа и его функции. Каждая из предложенных концепций раскрывает ту или иную сторону феноменальности стереотипа . Большинство исследователей обращаю-тся к таким дискуссионным проблемам , как соотношение в стереотипе ус-тойчивости и изменчивости и вопрос об истинности и ложности форми-руемых источником информации представлений . Ряд ученых-социологов и психологов указывают на устойчивость стереотипов и их 'живучесть' . Это , в первую очередь , относится к этническим и социально-психологи-ческим установкам .
Социально-психологические стереотипы передают не общечеловеческое содержание, а только существенно важное для данной социальной группы. Однако, для разных общественных групп один и тот же стереотип-символ может заключать в себе неодинаковый , вплоть до противоположного , смысл. По существу , любая информация на газетной полосе приобретает характер апробированного факта , а степень его стереотипизации зависит от мно-гократного повторения и преобладания в нём эмоционального отношения. Характерным примером являлись стереотипы-знаки , которые вырабатывались в период 'холодной войны' : 'наведение мостов между Востоком и Запа-дом', 'мирное вовлечение' , 'размягчение и эрозия социализма', 'выборочное сосуществование' , 'новый курс' и пр. Сегодня они неизбежно разрушились , либо приобрели противоположный смысл -ироничный или гро-тескный , в зависимости от контекста или намерений идеологов и полити-ков.
История развития любой человеческой формации содержит немало приме ров изменения или исчезновения социальных представлений и образов. Трансформация российского социально-политического ландшафта идет уже. более 10 лет. За это время изменения затронули не только политичес-кие институты, но и прошли через внешний мир человека и стереотипы его мышления. Социалистические стереотипы потеряли свою эмоциональную привлекательность и насыщенность , хотя и продолжают жить в созна-нии людей старшего поколения в первые годы перестройки . На переход-ном этапе средствами массовой информации осуществлялась такая иммитационная работа мысли , которая , по выражению М. Мамардашвили , набрасывала ' удавку ' на живую мысль. Самое трудное в таких условиях - это освобождаться от устаревших представлений и догм , стереотипов и неверных пре-дпосылок , наличие которых порой даже не осознается .
Однако , практика показывает , что символы эпохи под воздействием реаль-ной жизни рано или поздно начинают разрушаться . Чем больше наблюдается разрыв между двумя уровнями познания - абстрактным и эмпирическим - тем вероятнее происходит процесс усвоения людьми новых обобщенно-ценностных представлений. Г.С. Мельник считает , что изменение стереотипа происходит при аккумулировании большого количества опровергающей информации . Вырванные из того или иного контекста , отдельные положения превращаются в лозунги и являются такими стереотипами , которые канонизируют содержа-ние и лишают его смысла: 'больше демократии - больше социализма' , 'част-ная собственность-условие гарантии и свободы', ' рыночным отношениям - рыночную зарплату ' . Становится понятным , что социально-психологические стереотипы не только важные элементы в практике пропаганды , но и очень часто его результат .
Давно замечено, что при восприятии читателем содержания газеты эмоциональное воздействие оказывает композиционно-графическая модель издания : каче-ство оформления , расположение материала , характер верстки и подбор шри-фтов . В ходе познавательно-оценочной деятельности реципиент вырабаты-вает определенное отношение к тому или иному изданию и стереотипы во-сприятия газеты . Идет двусторонний процесс - с одной стороны, журналист сам создает определенный образ газеты , а с другой , читатель , исходя из непосредственных впечатлений , формирует свое устойчивое представление о типе издания . В этой прагматической соотнесенности и вырабатываются психологические стереотипы , упрощающие и помогающие читателю лучше воспринимать поступающую информацию .
В качестве примера может быть рассмотрена 'Независимая газета' - качественная газета мнений , авторитетное и компетентное издание на рынке современных СМИ . За несколько лет существования газета зарекомендо-вала себя изданием , которое чутко реагирует на все изменения в журналистике . Социально - зрелая аудитория , на которую рассчитана газета , вправе ожидать от своего издания материалы и сообщения , способные привлечь её внимание и соответствовать созданным самим читателем модели мира. Редакционный состав газеты и коллектив журналистов сознательно и целенаправленно проводят политику по привлечению и сохранению читателей . Не случайно, Ю.А. Шерковин среди факторов , влияющих на восприятие , запоминание и принятие или непринятие информации, выделил и реакцию на стиль и оформление дизайна сообщения . При этом надо иметь ввиду , что роль дизайна лишь тогда имеет смысл оценивать , когда печатный орган сформировал свою аудиторию и знает ее вкусы и запросы (мотивы , потребности , установки и стереотипы) , жизненный опыт и интеллект. В данном случае «Независимая газета» придает особое значение внешнему облику издания . Добиться успеха и закрепиться на газетном рынке – цель любого издания , но удостоиться внимания многоликой аудитории в условиях открытого соперничества чрезвычайно сложно. За годы существования газеты увеличился процент публикаций информационных жанров , а отсюда – потребность в визуальной организации заметок , репортажей, интервью. Вырос и объем газеты за счет оптимального сочетания отделов , рубрик и приложений . Перед дизайнером стоит главная задача – выделить издание из ряда других , понимая , что недостатки формы читатель может отнести и на счет содержания .
Психологи утверждают, что при встрече со знакомым читатель получает удовольствие от узнавания и легко переносит его на узнаваемый объект , это же способствует возникновению у него чувства причастности к процессу оформления , создания и передачи информации . В таком случае можно говорить об установке на восприятие , которое фиксируется на определенной форме и содержании . Глубина воздействия газетного дизайна тем больше , чем ближе будет мнение реципиента и коммуникатора . В этом смысле понятие установки совпадает с понятием стереотипа .
Уже первая страница «НГ» – визитная карточка, визуальное и информационное лицо – производит впечатление гармонии и хорошего вкуса ее создателей . Графическая концепция выявляется именно с первой полосы : шрифтовое начертание логотипа , продуманный подбор заголовочных и текстовых шрифтов , характер верстки свидетельствуют о наличии собственной оформительской идеи и образа газеты . Фирменным отличием «НГ» является вынесенный над заглавием эпиграф газеты, выраженный словами древнеримского историка Тацита «Sine ira et studio» («без гнева и пристрастия»). Следовать модели независимого органа печати и утверждать свободный рынок идей – вот к чему в идеале стремится коллектив газеты .
Систематическое наблюдение позволяет сделать вывод , что «НГ», действительно , избегает приемов скандального журнализма, стремиться быть плюралистичной , давать различные точки зрения на события , предоставлять свою трибуну различным политическим партиям и движениям . В соответствии с этим , читательскую аудиторию «НГ» можно представить таким типом социально-психологических представлений как рефлекторный . Он характерен для людей , испытывающих сильный интерес к общественно политической жизни , отличающихся высокой интеллектуальной активностью , стремящихся сконструировать логически взаимосвязанную и обоснованную картину действительности или каких-то ее сфер .
Хотя в политических и иных целях «НГ» активно использует имплицитные (подразумеваемые) механизмы речевого воздействия , либо открытую и ярко выраженную оценочность . В любом случае, это сказывается на эмоциональной реакции читателей , которая бывает более непосредственной , чем сознательное восприятие . Так случается всякий раз , когда поступает новая информация о данном предмете (как правило , она бывает лишь частичной, по одному или нескольким фактам и явлениям) . Затрагивается лишь одна составляющая , но она так сращена с другими факторами , что тут же срабатывает весь стереотип .
Например , в « НГ » в течение летних месяцев журналистами муссировались тема грядущего августа , как очевидного и возможного катаклизма в экономике , политике , общественной жизни . Пессимистические прогнозы и стереотипные установки, насаждаемые в сознании читателей , имели явно манипуляторский смысл , сеяли чувство тревоги , опасности и дискомфорта . « Впереди – август – самый нехороший месяц в сознании россиян » , « имитация сытости , размеренности жизни зачастую заканчиваются августом в российском понимании этого месяца » , « что такое август в российской политической традиции – объяснять не надо » , « все последние годы август был буквально роковым месяцем для кавказской политики Москвы » , « жаркий чеченский август является своего рода знаковым периодом » . Эти фразы , взятые из разных статей и контекстов , объединяет общий смысл – категоричность суждений , выраженная в терминах обыденного сознания .
Одна из статей на эту тему была написана журналистом Ильей Максаковым в августовском номере и называлась «Чечня , Август , Власть» . Поводом к написанию публикации стал мощный ураган , который пронеся 4 августа над районами Чечни и в результате которого погибли люди . В стихии природного явления журналист увидел «своего рода мистический знак» и связал его с приближением известных знаковых дат – началом чеченского кризиса в августе 1991 года и последующими трагическими событиями . Восстанавливая хронику событий войны на Кавказе , автор подчеркивает , что « трижды за минувшее десятилетие август становился временем если не пораженческих настроений , то как минимум осознания обреченности ». Уже в этой оценке исторических событий кроется социальная установки , за которой стоит тенденциозно подобранная цепочка фактов . Рассматривая отдельную ситуацию в ее проблемном целом, журналист анализирует события в контексте борьбы политических лидеров за власть и влияние в этом регионе . Ориентируясь на эмоциональный отклик читателей , журналист предлагает свою точку зрения , прогнозируя ход дальнейших событий : «Москва и Грозный находятся в ожидании очередного урагана» , «Вся предыдущая и будущая деятельность (Владимира Путина) обязательно будет рассматриваться сквозь призму чеченских событий».
Этот прием в области пропаганды и воздействия можно определить как использование внешнего сходства события с внутренним и осуществляется он посредством синтеза всех видов памяти – словесно-логической , слуховой , эмоциональной и образной . Современными СМИ нужно учитывать ожидания и предпочтения аудитории и стремиться к созданию объективной картины мира. Читатель сопротивляется , когда ему навязывают прямолинейные или упрощенные точки зрения . Иначе он превращается в пассивного потребителя информации , становится жертвой обмана или самообмана. Хотя стереотип заключает в себе и рациональное начало , выполняя функцию объяснения и понимания социальных явлений и процессов, в смысловых схемах идеологическое содержание все же превалирует над коммуникативным и социальным аспектами . Оценка качественного уровня журналистского текста зависит от того , насколько автор способен представить неискаженную картину событий . Потребителю информации удаленность от эмпирического знания затрудняет проверку истинности и достоверности . В таком случае реципиент волей-неволей принимает на веру факты и события , поступающие по каналам различных СМИ .
Наряду с социально-психологическими стереотипами, журналистика много делает для насаждения и сохранения бытующих в сознании этнических норм и установок . Они формируются и усваиваются в раннем детстве , следовательно , бессознательно и некритически и , как правило , из вторичных источников . Совершенно неслучайно , психологический механизм стереотипизации использовался во все времена в различных реакционных доктринах , санкционирующих захват и угнетение народов , для сохранения господства и насаждение негативных стереотипов о побежденных и порабощенных .
Политизированная этничность начинает более явно выступать на авансцену современного российского процесса . Одним из социальных факторов появления этнических стереотипов считается искусственное насаждение соперничества и конфликта между группами , различающихся по национальной принадлежности . Поднимая на своих страницах столь актуальные вопросы , «НГ» систематически публикует материалы по межэтническим и национальным проблемам . Еще в 1992 году газета опубликовала результаты социологического опроса , проведенного в 12 европейских странах, в том числе и России. Коренным жителям стран было предложено назвать этнические меньшинства , которые они недолюбливают. В России респонденты (их были 13 тысяч) в первую очередь назвали лица кавказской национальности , а затем азиатские народы . Все эти данные , как пишут исследователи , показали , что «несмотря на все достижения цивилизации и интеграции, большинство европейцев все еще ненавидят своих соседей , принадлежащих к другим нациям».
В продолжение этой темы «НГ» в 1997 году писала: «Не существует опасных народов, существуют лишь опасные ситуации , которые не являются результатом проявления законов природы или истории , или же национального характера , но вытекают из политических условий» .
Надо отметить, что внимание «НГ» и СМИ в целом к межнациональному вопросу обусловлено не только социальной практикой , остротой процессов , которые сопровождают межэтнические контакты , но и желанием аудитории знать как можно больше о жизни других народов и культур . Как показывает практика данного издания , журналисты из числа тех , кто специализируется на этой теме и тех , кто косвенно обращается к анализу ситуации межнациональных отношений вольно или невольно нарушают этические принципы . Причиной этого может быть и политическая конъюнктура , и стереотипные представления , а порой , незнание или игнорирование основ инокультурной среды. Международные принципы профессиональной этики в журналистике гласят: «Журналист способен помочь устранить непонимание между народами , обеспечить уважение прав и достоинств наций , народов , независимо от расы , национальности , исповедуемой религии» .
По мнению ученых , занимающихся вопросами межнациональных отношений , вражда и кровопролитие появляются там , где разным людям внушают , что они одинаковы . Проблема изучения русского языка в качестве языка межнационального общения в странах СНГ вошла в ранг наиболее дискутируемых на страницах «НГ» вопросов . Но, как уже было сказано , нередко журналисты и другие авторы не учитывают всей сложности вопроса , оценивают ситуацию неглубоко , трактуют ее с учетом первичных механизмов восприятия и политической подоплеки . Не случайно , ереванские ученые , русисты Е. Алексанян и Р. Тер-Аракелян в полемической статье «Русский язык в Армении: взгляд изнутри» пишут : «СМИ , далеко стоящие от внутренних проблем нашей республики и получающие информацию неизвестно из чьих рук , едва ли представляют реальную картину , происходящих в ней событий» .С легкой руки журналистов, как отмечают далее авторы , появляются этикетки «второй родной», «главный иностранный», «язык межнационального общения», в то время как в Армении «в силу сложившихся исторических и геополитических условий русский язык всегда играл и играет важную роль в жизни армянского народа».
Ситуация на Крымском полуострове – межэтнические столкновения крымских татар и православных , территориальные споры России и Украины – еще один конфликтогенный регион, который является объектом пристального и постоянного внимания со стороны всех СМИ . Недостаток времени , либо необходимость оперативного воздействия на аудиторию приводят к тому , что журналисты чаще всего отдают предпочтение наиболее сенсационным и драматическим событиям . Одна из последних публикаций в «НГ» на эту тему доказывает , что судьба этносов становится разменной монетой в руках политиков . Кровопролитные столкновения татар и православных , готовыми отстаивать «свою правду» за принадлежность к Свято-Успенскому монастырю в Бахчисарае видятся журналисту Армену Ханбабяну как «определенная система». Говоря о том , что « горячие « точки старых и новых конфликтов и насилия в Азии и на Ближнем Востоке , в Крыму и на Кавказе совпадают по времени и являются закономерностью , журналист призывает « решительно противостоять проявлениям терроризма , экстремизма и религиозного фанатизма « . В этих словах проявляется гражданская и мировоззренческая позиция автора , но в то же время в аргументах журналиста сквозит расхожий , стереотипный взгляд на природу терроризма и его лидеров . Он считает , что « важно раз и навсегда понять , что пресловутые бен - ладены , хаттабы , басаевы и иже с ними есть порождение определенного образа мышления , заведомо исключающих компромиссы , терпимость , любые договоренности…» Комментируя события , автор публикации строит свои рассуждения в подчеркнуто субъективном стиле : «Дуга нестабильности вокруг СНГ », «Крым является последним звеном, которое намертво замыкает раскаленную цепь цивилизованного противостояния на южном подбрюшье России»13 и пр . Разумеется , трудно оспаривать творческий потенциал журналиста , но в погоне за выразительностью и образностью теряется главное – необходимость объективного и непредвзятого взгляда на факты и события.
Доверие к СМИ зависит не только от содержания информации , но и от форм и методов ее передачи . Незнание журналистами законов восприятия и психологии общения зачастую ведет к внедрению в сознание аудитории мифов и стереотипов . Для объективного отражения действительности важно психологическое самосовершенствование и самоактуализация личности журналиста . Неслучайно , российский читатель негативно оценивает современную печать и СМИ в целом. Вот, что он пишет по этому поводу : «Насколько я могу судить, средства массовой информации зачастую упрощенно и в очень общих чертах характеризуют обстановку в стране , … продолжается стереотипная информация в стиле застойного периода»14.
Примечания