Тренинг: Концентрация внимания. Настрой на работу. 0,5 часа

Как начать трудный проект. Вы долгособираетесь перед началом работы - оттягивая ее начало. Как быстро настроиться и добиться результатов.

Целевая аудитория: Для владельцев бизнеса, директоров (генеральных, исполнительных, коммерческих, маркетинговых, по продажам), руководителей отделов продаж и супервайзеров. Кроме этого рекомендуется широкому кругу слушателей, желающих повысить свою результаивность в жини и в работе.

Цели мероприятия: Показать основные приемы концентрации внимания, настроя на работу, переключения из одного процесса на другой.

Программа мероприятия: Тренинг предназначен для тех, кто хочет повысить личную результативность в сфере бизнеса, коммуникаций и продаж.

Ментальный тренинг - тренировка внимания и концентрации

Упражнения и игры на развитие концентрации и внимания.

Думать о карандаше. Цель: тренировка концентрации внимания. Участникам дается задание — думать о карандаше, глядя на него в течение 3 мин. После этого участники восстанавливают вслух цепочку размышлений: кто-то увидел лицо человека в чернильном пятнышке на карандаше, у кого-то возникло море от переливов граней, кто-то изучал количество крапинок и дату выпуска. Все стараются изложить подробности, выученные и вызывающие ассоциации, думая, что количество подробностей подтверждает непрерывность размышлений. Но подробности — только первый этап сосредоточения внимания, вы думали не о карандаше, а о подробностях. Теперь попробуйте не изучать карандаш, а думать о карандаше 3 мин. Ничего не получается. Попробуйте для начала более простой вариант: выберите на потолке точку, реальную, видимую, смотрите на нее, держите внимание только на ней, не пускайте ассоциации! Вместо реального объекта можно вообразить голубое небо, чистый голубой цвет. Систематическое выполнение упражнения поможет удерживать внимание на воображаемом объекте столько времени, сколько необходимо, оно является подготовительным для освоения техники медитации.

Молчание. Цель: тренировка концентрации внимания на внутренних объектах и обретение независимости от внешних раздражителей. Речь в повседневной жизни — не только средство общения, но и — в значительной степени — психологическая защита для ухода от переживаемого момента, средство избавиться от переживания, скрыть его от других, средство сброса энергии, снятия беспокойства. Известно, что если не о чем говорить с человеком, то вы уклоняетесь от общения с ним. Когда мы молчим, начинают действовать другие механизмы общения: телесные, взгляд, выражение лица, подсознательные невербальные сообщения, передаваемые от одного человека к другому. В качестве тренинга удержания внимания в течение дня необходимо поставить задачу молчания на весь день. Это заставит, во-первых, наблюдать за собой, во-вторых, практика молчания сохраняет энергию и расширяет осознание повседневности, ставшее автоматическим. Чем меньше самовыражения, тем шире восприятие и осознание. Если практиковать молчание хотя бы раз в неделю, то обнаружится осознание остроты непосредственных впечатлений как наедине, так и в общении с другими.

Техника концентрации Цель: тренировка концентрации внимания и сосредоточенности как условий входа в медитационное состояние. Медитация — это способ тренировки неразвитого, неупорядоченного сознания, способ актуализации творческого потенциала. Основатель йоги Патанджали определяет медитацию как управление волнами мысли, рождаемыми сознанием. Это путь от мысли к действию через эмоцию, путь произвольного изменения умственных и психических состояний при помощи концентрации внимания особого рода и силы. Медитация как универсальный практический метод для развития сознания (расширения сознания) практикуется многими религиозными конфессиями. Ее форма зависит от духовных традиций времени и места применения, от степени «готовности» индивидуума. Процесс медитации выводит содержание бессознательного в сознание, где оно может быть проконтролировано и исследовано, где могут быть осознаны причинно-следственные связи потока ассоциаций. Медитация — не уход от внешних реалий, от активной деятельности, а способ ее активизации, способ расширения возможностей сознания. Равновесие ума есть не отказ от действия, а достижение состояния «готовности кдействию», освобождение ума оттого, что мешает действию. Это иллюстрирует древняя восточная притча: молодая женщина попросила встретившихся монахов помочь ей перейти речку, один не ответил, а второй перенес ее. Когда они пошли дальше, первый упрекнул второго: «Мы не должны общаться с женщинами». На что второй ответил: «Я оставил ее на том берегу, а ты ее еще несешь!» Существует множество видов медитации. Здесь мы приводим технику входа в состояние, которую можно применять начинающим. Помещение должно быть привычным, хорошо проветренным и слабо освещенным, а также максимально тихим. Поза удобная, ненапряженная. Условие — абсолютно прямая спина. Представьте, что ваш позвоночник состоит из монеток, положенных друг на друга; если столбик не абсолютно вертикален, то он развалится. Дыхание глубокое, ровное. Перед медитацией необходимо выполнить любой вид релаксации типа «напряжение—расслабление». Темой медитации для начинающих может быть нечто реальное, например звуки, доносящиеся извне в помещение. Нужно осознавать не только звуки, но и пространство между ними, пустое, беззвучное пространство между источниками звука. Необходимо отмечать интервалы времени между звуками, в течение которых сохраняется тишина. Минимальное время концентрации — 20 мин. Работа по этому методу продолжается от нескольких дней до нескольких недель без перерывов, пока не удастся сохранять внимание на звуках в течение не менее 20 мин. «Медитировать» время от времени — пустая трата сил. Более сложной темой может стать концентрация на дыхании, на движении диафрагмы. Процесс медитации может сопровождаться традиционной йоговской мантрой «Со-хум» (как уже говорилось, в переводе с санскрита означающей «Это — я»). Во время вдоха впускается в сознание «Со» («Это»), во время выдоха произносится «Хум». Это естественные звуки, сопровождающие вдох и выдох, поэтому, произнося их, не следует напрягать связки. Правильное медитационное отношение состоит в наблюдении избранного объекта, при этом в уме могут проноситься другие ассоциативные мысли; не поощряя их и не вытесняя, нужно установить к ним нейтральное отношение. Возмущающие мысли постепенно уйдут. Психология йоги и других духовных традиций подчеркивает важность слова «препятствие», ибо все есть препятствие. Процесс медитации приводит рассеянный ум к освобождению от препятствий, это состояние контролируемого, направленного внимания. Находиться в медитативном состоянии мож но постоянно и в повседневной жизни, то есть приучить свой ум к контролируемому вниманию. Для этого уже не потребуется специальных условий. Известно много медитативных методов. Это и наблюдение за дыханием (дзен), и наблюдение за движением диафрагмы (буддистский), и наблюдение за звуками и пространством вокруг (тибетский), и наблюдение за волнами мыслей, цепочек ассоциаций. Более сложным видом является медитация «на тему». Молитва — вид медитации на тему. В восточной ортодоксальной церкви молитва — мантра, «молитва сердца» — используется как техника сосредоточения. Темой может быть любой объект, мысль, живой человек или воображаемый персонаж. Традиционная тема — «Я — Будда». Один из главных принципов медитации — возвращение ума к текущему проживаемому моменту «здесь и сейчас».

Среди основных проблем в области умения слушать и слышать наиболее часто встречаются следующие:

1. физиологические;

2. рассеянность;

3. скука;

4. забывчивость;

5. плохо различимые звуки.

Рассмотрим их подробно.

1. Физиология. За исключением тех случаев, когда физические отклонения не являются следствием болезни, большинство слуховых патологий проистекают от неумения обращаться с органом слуха. С ним нужно обращаться как с ценным музыкальным инструментом, что подразумевает поддержание его в хорошем рабочем состоянии и недопустимость плохого обращения. В современном обществе наше внутреннее ухо постоянно бомбардируется звуками, которые намного превосходят допустимый для него уровень. Насколько это представляется возможным, нужно стараться избегать тесного контакта с машинами, производящими различные сильные звуки, — особенно это касается самолетов, а также звукоусилительной аппаратуры Как показали исследования, проведенные среди мабаанов, если за слухом тщательно следят, с возрастом не возникает никаких ухудшений.

2. Рассеянность. Рассеянность в процессе слушания обычно возникает по двум причинам: она зависит от окружающей обстановки и ваших собственных внутренних мыслей. Одной из удивительных способностей вашего мозга является способность отбрасывать звуки, которые не представляют для него интереса. Таким образом, к примеру, на вечеринке влюбленные могут улавливать слова, произнесенные друг другу шепотом среди общего шума. Точно так же мать может различить крик своего ребенка среди шума большой толпы. Одна лишь осведомленность о данном умении поможет вам не реагировать на посторонние звуки. Не обращая внимания на шум, который вас только отвлекает, сконцентрируйтесь на том, что вы хотите услышать, и ваш мозг автоматически перестанет воспринимать шумы, слышать которые вы не желаете. В следующий раз, когда попадете на шумное сборище, отдавайте себе отчет: что вы хотите услышать, а что вам слышать не нужно. Вы увидите, что способны, отбрасывая окружающий шум, обращать внимание только на человека, который вас интересует, или на разговор, который содержит информацию, имеющую для вас определенную важность. Отметьте, каким образом ваш разум и ваше тело «дает себе установку» на слушание, и постарайтесь использовать это в следующий раз, если вы попадете в ситуацию, когда окружающий шум будет невыносим. Вы увидите, что этот шум вовсе не является непреодолимой помехой. Как свидетельствуют многие люди, часто, когда их окликали или звали по имени, они были настолько сосредоточены на репликах собеседника, что просто ничего другого не слышали. Ваш мозг может как «отключать», так и «подключать» свое слуховое восприятие. Очень многие люди могут спать, несмотря на невероятный ночной шум, и в то же время способны проснуться от шепота любимого человека или от мягкого звука будильника. Зная об этой способности, желательно ее постоянно тренировать: чем больше вы будете ее использовать, тем больше пользы она вам принесет. Это вы можете делать, сознательно принимая решение слушать окружающие звуки. Если вы на шумной улице, попробуйте в первую очередь прислушаться к звуку шагов по мостовой, потом к песням птиц, потом к специфическим звукам, издаваемым транспортом. Точно также, если вы находитесь у себя дома, прислушивайтесь по отдельности к различным звукам: шуму воды, вою ветра, звукам уличного движения. Вторая форма рассеянности проистекает от ваших собственных мыслительных процессов. Это часто случается, когда вы утомлены или страдаете от сильного стресса. Одним из наиболее эффективных способов избежать подобной рассеянности является тренировка слуховой памяти для того, чтобы улучшить восприятие и воспроизведение. Если вы будете это делать, ваш мозг научится концентрироваться на процессе слухового восприятия, а не будет «витать в облаках», утратив память и внимание. Все это очень тесно связано с другой большой проблемой.

3. Скука. Скука обычно приходит тогда, когда мы обязаны быть внимательными, но ситуация не вызывает у нас интереса. В результате возникает полная рассеянность и практически полная потеря услышанной информации. Кроме попыток приложить все усилия и найти хоть какой-либо интерес, рекомендуется способ, который применяется при совсем уж скучных ситуациях. Это резкая критика. Если вы слушаете речь, которая вам крайне интересна, вы полностью «превращаетесь в слух». Но речь столь же хорошо воспринимается, когда ее суть противоположна вашим собственным взглядам или когда говорит человек, которому вам очень хочется возразить. Итак, «превратитесь в слух», когда вы будете слушать нечто скучное! Слушайте с вниманием, нацеленным исключительно на конструктивную критику всего, что бы вы ни услышали. Если вы сделаете это, ваш мозг всегда будет готов воспринимать всю нужную информацию, которую вы услышите.

4. Забывчивость. Забывание того, что вы услышали (или того, что вы должны были услышать), может быть очень неприятным для вас и означает потерю времени и для вас, и для вашего собеседника. Несомненно, вы должны заботиться о своем слуховом аппарате, не отвлекаться на посторонние звуки и свои собственные внутренние мысли, а также использовать резкую критику для того, чтобы побороть скуку. Но вы также можете овладеть еще тремя способами улучшения умения слушать. Это самомотивация, внутренняя установка на слушание, выбор ключа. Самомотивация очень тесно связана с силой воли и целенаправленностью, которые являются испытанными и опробованными методами улучшения качества любого умственного труда. Внутренняя установка на слушание может быть сделана путем разработки своих собственных индивидуальных упражнений, в которых вы активно будете ставить себе задачу услышать как можно больше из того, что происходит вокруг вас: на работе, во время путешествия, при общении, на вечеринках, в деревне, перед сном. Давайте себе небольшие конкретные задания на определение разницы в интонациях голоса, в пении различных птиц, а также в общем уровне шума на работе и дома в разное время. Выбор ключа основан на том факте, что ваш мозг запоминает не списками, строчками и предложениями, а путем привязывания ключевых слов и образов друг к другу. Для того, чтобы вспомнить то, что было сказано, концентрируйте свое внимание не на общем смысле предложения, а на ключевых элементах, которые составляют основу того, что было произнесено. Как только ключевые элементы созданы, попытайтесь мысленно выстроить из них связанную цепочку, визуализируя основные мысли, в то время как речь продолжается. Выбор ключевых элементов будет не только способствовать лучшему воспроизведению большей части сказанной информации, но также значительно повысит вашу способность понимать то, что вы услышали, делать соответствующие комментарии, задавать разумные вопросы.

5. Плохо различимые звуки. Эта проблема имеет совсем другой характер, чем предыдущие четыре, и особенно беспокоит, когда вам очень необходимо уследить за содержанием сказанного, а проговаривается оно невнятно. Человек часто пропускает основные элементы разговора, речи, лекции просто потому, что они не доходят до слушателя из-за того, что оратор не говорит, а бормочет, «жуёт» слова или слишком удален Поскольку намерение говорящего обычно заключается в том, чтобы дать полностью всю информацию, он зачастую останется доволен, если ему мягко дадут понять, что его не очень хорошо слышно.

В процессе тренинга все теоретические знания закрепляются с помощью практических упражнений таким образом, что уже на следующий день вы сможете применять полученные знания в своей жизни.

Формат семинара-тренинга: 30 минутрный тренинг. Таким образом, участников ждет интенсивные обучение и общение.

...